Фото: Погребальные маски. Таштыкская культура, Минусинская котловина, Южная Сибирь.
«В различных источниках по истории алтайских племён мы встречали указания на значительную их близость по происхождению и по культурному развитию к населению Минусинской котловины. Наоборот, горно-таёжные области к востоку от енисейских степей отличались большей обособленностью. Основываясь на сообщениях китайских летописей, здесь можно выделить три района.
Первый, наиболее восточный, приурочивается к области, лежащей к западу от Селенги. Его население не знало ни лошадей, ни овец. Домашним скотом были олени. Ими, повидимому, питались, на них ездили в одноколках, шкуры их употребляли на одежду. Охота на соболей была одним из важных промыслов. Жили большими семейными общинами » деревянных низких юртах.
Северо-западнее Косогола в восточносаянской тайге Тувинской автономной области и юга Карагассии обитало население, отличавшееся иным, охотничье-рыболовческим бытом. Оно питалось рыбой, зверем и птицей, а также дикорастущей сараной, приготовляя из её кореньев кашу.
Лишь у немногих имелись олени и лошади, жилищем служили шалаши. Весь строй жизни отличался большой первобытностью. Здесь не знали «ни наказаний, ни пеней» и даже кражу личного имущества карали простой двойной отплатой. Более высоким был уровень культуры племён, живших севернее на территории современного Черемховского, Зиминского, Нижнеудинского и Канского районов.
По сообщению китайцев, там, как и на Енисее, занимались скотоводством, а местами и пашенным земледелием. Жилища здесь более совершенны — деревянные срубы, крытые берёстой. Общественной организацией были общины, независимые друг от друга, возглавлявшиеся старейшинами. Однако и эти племена были чужды кыргызам (хакасам).
Они не только «часто дрались с хягасами... но говорили другим языком». Очевидно, их следует отнести к палеазийской группе. Её последних представителей в лице аринов и кетов ещё застали там русские в XVII в. Такая обособленность восточносаянских районов ещё раз указывает направление разысканий о происхождении кыргызов (хакасов).
Язык кыргызских надписей, обнаруженных на Енисее, родственен орхонскому (алтайскому, в своей основе). На ту же близость к Алтаю указывает и разобранная выше легенда о происхождении алтайских тюрок и енисейских кыргыз от одного предка Нишиду из рода Со.
(Дополнение КАФ: Суо 索 (древнекитайский: sâk, позднекитайский: sak, среднекитайский: sâk) (Шюсслер, "Minimal": 72 [2-33a]); EMC, LMC: sak (Пуллибланк, "Lexicon": 298); sak, sak, sag (Коблин, "Compendium": 383[0881]). Хармата в работе «A türkök eredetmondája» (стр. 391) отождествил Суо с этнонимом Сака и отметил связь с Сай 塞 эпохи Хань (древнекитайский: sək(h), позднекитайский: sək, səC) (Шюсслер, "Minimal": 111 [5-28a]), однако считал эти термины обозначениями двух разных группировок саков. Беквит в "Empires" (стр. 405, прим. 53) также утверждает, что Суо означает Сака, и ссылается на Менандра, "История" (стр. 116/117): «тюрки, ранее называвшиеся саками» (ὅτι των Τούρκων τῶν Σακῶν καλούμενων), как доказательство связи саков с тюрками.)
Рассмотрение таштыкских памятников на Енисее и пазырыкских) на Алтае позволяет говорить о большой близости древней культурной основы, на которой формировались алтайские и кыргызские племена. Эта близость прослеживается и в более раннюю эпоху.
Уже в карасукское время она отражала культурное единство многих южносибирских племён, называвшихся китайцами общим именем динлин. Рассматривая таштыкские материалы, мы нашли в них ряд форм, сохранившихся и позднее, среди кыргызских древностей. Эта преемственность подтверждается и собственно кыргызскими вещами.
Однако, наряду с такими данными о значении местной енисейской традиции в кыргызской культуре, таштыкские памятники указали на неоднородность, на смешанность состава енисейских племён около начала н.э.
Наиболее ярко эту неоднородность продемонстрировали таштыкские погребальные маски. Они доказали распространение в таштыкское время монголоидности и сложение благодаря этому нового типа енисейского населения, сохранившегося затем вплоть до современности.
При рассмотрении таштыкских масок были привлечены все письменные свидетельства о смешанном типе енисейских кыргызов, сохранивших в известной мере вплоть до XI в. древние европеоидные черты. При этом было обращено внимание и на прямое указание китайской летописи на происхождение хягас (енисейских кыргызов) в результате смешения динлинов с алтайскими тюрками и гянь-гунями.
Сближение с алтайцами подтверждается родством кыргызов и тюрок в легенде о сыновьях Нишиду. Что касается гянь-гунь, то большинство исследователей видит в них племена, издавна носившие название «кыргыз», сохраненное лишь в искажённом виде китайской транскрипцией «Истории старших Хань».
Смешиваясь с енисейскими динлинами в таштыкское время, они передали на Енисей и свое имя «кыргыз». Однако было бы неправильно считать, что гянь-гуни издавна обитали, наряду с динлинами, на Енисее. Это опровергается, прежде всего, той областью их распространения, которая дана в «Истории старших Хань». Там сказано, что известный Чжи-чжи-шаньюй в своем движении на Запад «покорив гянь-гунь, утвердил здесь свое пребывание, в 7000 ли от орды восточного Шаньюя на запад, в 5000 от Чешы на север...».
Если принять эти координаты, то при размерах ли I века до н.э. примерно в 1/3 версты, отсчитывая, с одной стороны, от бассейна Толы на запад, а с другой, от Турфана на север, мы не достигнем даже верхнего Енисея.
Зато скрещение обеих линий произойдёт в интереснейшей области северо-западной Монголии, центром которой является озеро Киргиз-нур. Очевидно, к юго-востоку от Алтая и к югу от Енисея — районов тогда динлинских, и следует разместить кочевья гянь-гуней. Возможно, что и наименование озера Киргиз относится к этому древнейшему периоду.
Обитатели южных районов, лежавших па пути завоевательных походов хуннов, гяньгуни, могли раньше воспринять монголоидную примесь. Впоследствии они передали ее своим северным соседям — енисейским динлинам.
Возникает, однако, вопрос о причинах смешения. В этой связи нельзя не отметить одного совпадения. Судя по таштыкским маскам, монголоидные черты начали распространяться среди енисейского населения около начала нашей эры. Между тем в это же время — в сороковые годы до нашей эры — Чжи-чжи-шаньюй покорил гянь-гунь и там утвердился.
Легко представить себе, что означало для гянь-гуней покорение их хуннами и длительное пребывание Чжи-чжи в их стране. Хунны пришли в немалом числе. Достаточно вспомнить, что, двигаясь к гянь-гунь, Чжи-чжи присоединил к своему войску 50 тыс. воинов разбитого им Илиму-шаньюя.
Нашествие многотысячной орды, вероятно, вызвало значительное вытеснение гянь-гуней из их кочевий в районе озера Киргиз. Они покинули свою страну и, прикрываясь горами, перешли на Енисей, где смешались с таштыкскими дин-линами.
Это смешение и зафиксировали таштыкские маски.
С тех пор китайские источники связывали гянь-гуней (позднее хягасов), т.е. кыргызов, уже с Енисеем. То же размещение кыргызов на Енисее в начале VIII в. дают и местные центральноазиатские источники — надписи орхонских тюрок.
Однако ни в одной «рунической» надписи, найденной на Енисее, в области расселения самих кыргызов ни разу не встречено это их имя. В енисейских надписях господствуют местные наименования племён, позволяющие нанести на карту некоторые из кыргызских племенных объединений.
Так, на территории современной Тувинской автономной области, в бассейне Улукема и Бейкема, в VII-VIII вв. обитали племена тюльбари, а в долине Кемчика — кешдимы. На территории Минусинской котловины, в степях между Абаканом и Енисеем, надписи размещают «превосходный народ большар».
Что же касается более северных районов, то там на обширном пространстве от Уйбата до Белого Июса, на запад от Енисея, жили «народы» ач и белиг.
Такое господство местных наименований при отсутствии общего — «кыргыз» (в то же время хорошо известного политикам Центральной Азии и Китая), очевидно, указывает на два обстоятельства.
Во-первых, на превосходство исконно енисейских элементов, для которых очень долго имя «кыргыз» было чуждым. Во-вторых, на известную слабость политического единства енисейских племён в VII в.. когда была создана основная масса надписей тувинских и минусинских степей. Последнее подтверждается тем, что в VII в. союз енисейских племён ещё не рассматривался как первостепенная величина на политической арене Центральной Азии.
Это можно заключить хотя бы из того, что в период своего недолговременного господства над хягясами дом Сеяньто (орх. — Тардуши) «имел там своего гелифу для верховного надзора». Слово «гелифа» или «сылифа» соответствует титулу «эльтебер» орхонских памятников.
В этих надписях чётко различаются два вида народов («budun»), наиболее значительные каганства («qaγanlyγ budun») и второстепенные эльтеберства («älteberlig budun»). Таким образом, если Сеяньто держали на Енисее гелифу — эльтебера, это не говорит о большой силе подчинённых ему племён в начале VII в.
Сказанное подтверждается и тем, что китайское правительство, овладев землями туг-ю в 630 г. и распространив свою власть на соседние области, в том числе и на Енисей, поставило над енисейскими племенами «главноначальствующего» с тем же титулом «сылифа».
Даже тогда, когда енисейский «сылифа», наиболее значительный хягасский старейшина Шибокюй-Ачжань, в 648 г. впервые в истории сношений с Китаем, прибыл ко двору императора, он был пожалован всякими наградами, ему оказали торжественный приём, но сохранили его старый скромный титул.
Усиление енисейских племён совпадает с эпохой борьбы восточных тюрок с Китаем за восстановление независимости в 679-682 гг. К сожалению, источники не сохранили сведений о позиции енисейцев в этой борьбе. Известно лишь, что в результате успеха тюрок власть китайцев пала и на Енисее.
Однако есть основания видеть в этом далеко не простое отражение событий орхонского юга. Повидимому, енисейские племена сами сплотились для активной борьбы с иноземцами. Об этом позволяет заключить тот факт, что в орхонских надписях начала VIII в. на севере выступают объединённые кыргызы, возглавляемые сильным каганом.
Тюркский каган Мочжо (692-716) очень считался с каганом кыргызов Барс-бегом. Он выдал за него дочь своего предшественника — кагана-освободителя Гудулу (орх. — Ильтерес). Впоследствии хягасский каган стал главным врагом Мочжо, и его уничтожение ставилось последнему в главную заслугу.
Это видно из того, что, согласно тюркскому обычаю ставить изображения убитых врагов у могил ханов и бегов, на первом месте у могилы Мочжо было поставлено изображение Барс-бега — кагана кыргызов.
Из надписи советника орхонских ханов — «мудрого Тоньюкука», открытой Д. Клеменцом близ Улан-Батора, видно, что кыргызы при кагане Барс-беге действительно представляли внушительную силу и являлись полноправными членами противоорхонской тройственной коалиции, в которую помимо них входил Китай и западные тюрки, возглавляемые тогда тюргешами.
Сам «мудрый Тоньюкук» руководил походом на кыргызов зимой 710-711 гг. Только благодаря предательству соседних азов тюрки, «проложив дорогу через снег глубиною в копьё и поднявшись в Когменскую чернь (Саяны), разбили и обратили в бегство кыргызский народ.
С их каганом мы сразились в черте Сунга... Кыргызского кагана мы убили и эль его покорили». Однако и после убийства их энергичного кагана Барс-бега кыргызы не потеряли полностью самостоятельность. Это видно хотя бы из того, что их посольства и после поражения 711 г. при императоре Сюань-цзуне (713-755 гг.) четыре раза приходили в Китай.
Как известно, господство орхонских тюрок в Монголии продержалось до 745 г., когда они были разбиты уйгурами. Но только в 758 г. решились уйгуры выступить против кыргызов. Судя то изданной Рамстедтом селенгинской надписи, в 50-х годах VIII в. у кыргызов опять был каган. Его-то и постигла неудача — «в 758 году уйгуры завоевали сие государство».
На этот раз удар был более сильным, чем при Тоньюкуке: «Хягасские посольства уже не могли проникнуть в Срединное государство». Ослабление енисейских кыргыз видно и из того, что новый «хягасский владетель» получил от уйгурского хана титул «Пицьсе Тунге Гинь» без прибавления слова «каган».
Однако это же известие показывает, что подчинённые уйгурам кыргызы не утратили известной самостоятельности. И они использовали её в борьбе за освобождение.
При уйгурском хане Бао-и (808-821 гг.) «были войны между уйгурами и царством гянь-гунь», т.е. кыргызами, в то время уже очень сильными. У них было 400 тыс. воинов, вооружённых луками.
Эта цифра явно преувеличена, как преувеличена и победа уйгур над кыргызами, приведшая будто бы к прекращению самого существования кыргызского государства.
Между тем, с 820 г. новый кыргызский владетель Яглакар в течение двадцати лет вновь воевал с уйгурами. На этот раз он добился в 840 г. полной победы над уйгурским ханом Чжан-синем.
Еще во время этой победоносной войны Яглакар восстановил свой ханский титул, а после победы и разгрома столицы уйгуров на Орхоне (совр. развалины Харабалгас) он перенёс собственную ставку с берегов Енисея на южные склоны Ду-мань (по мнению Иакинфа, к югу от Танну-Ола).
Этим было положено начало господствующему положению в Центральной Азии енисейских кыргызов. Оно не было длительным. Новые претенденты на господство в Срединной Азии — кидане или кытаи, очевидно, принудили кыргызов отказаться от завоеваний в Монголии (это «отступление» связывают с походом киданей на запад, в частности, на Орхон в 924 г.).
Однако и после этого кыргызы сохраняли своё государство на Енисее, отличавшееся независимостью и силой. Непоправимый удар кыргызам был нанесён лишь завоеванием Чингиз-хана. О силе их сопротивления свидетельствует то, что поход против кыргызов был начат тотчас же после курултая 1206 г. и длился целых два года.
Только к 1209 г. сопротивление кыргызов было сломлено. Однако они оставались опасными. Об этом свидетельствует тот факт, что кыргызские отряды не были включены в армию Чингиз-хана.
И они оправдали недоверие — в 1218 г., в самый разгар западного похода Чингиз-хана против Хорезма, кыргызы восстали в тылу монгольских армий, к этому времени уже далеко ушедших на восток и на запад от собственно монгольских кочевий.
Восстание подавила специальная карательная армия под командой опытнейшего Джучи. Жестоко наказанные кыргызы были причислены к уделу младшего сына Чингиз-хана, Тулуя.
Однако они не теряли надежды на освобождение. Новое восстание было поднято кыргызами в 1254 г. во время избрания на престол Чингиза Мункэ-хана. События вновь приняли настолько широкие размеры, что монголы вынуждены были двинуть на Енисей 20 тыс. воинов.
Несмотря на военную силу, волнения у кыргызов не прекращались. Лишь с 1270 г. снова утвердилась на Енисее власть монгольских ханов, и кыргызы подчинились ханскому наместнику. Но и усмирённые кыргызы представляли, очевидно, большую опасность. Поэтому Хубилай-хан распорядился в 1293 г. вывести часть кыргызов в Маньчжурию, в область На-Янь.
Разумеется, все эти события XIII в. — неоднократный военный погром и вывоз в чужие земли — гибельно отразились на кыргызах и их оригинальной культуре, служившей сотни лет основой их силы и самостоятельности.
Происхождение и особенности этой культуры, различные её стороны и её связи с окружающим миром должны быть рассмотрены на возможно большем материале.» - Сергей Владимирович Кисилёв, "Древняя история южной Сибири".
Что говорят научные данные ДНК исследований?
“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.
Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.
В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.
Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.
Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.
Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).
Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.
Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.
В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).
Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.
Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.
Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»
Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.
Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.
Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)
Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature
Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)
Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.
В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.
Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).
О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.
Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.
Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»
Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования
«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.
Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:
ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23
Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.
Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).
У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).
Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.
«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.
Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский
«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.
Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».
Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.
Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.
В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».
Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»
Вывод:
Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.
Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.
Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.
Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.
А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.
Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.
Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;
Comentarios