top of page
Writer's pictureKyrgyz American Foundation

«Генеалогические Легенды Древних Тюрков-Ашина: Волчица и Олень-Лань в Образе Тотемных Предков» - Ушницкий


"По древнетюркским легендам, прародитель тюрков Ашина был воспитан волчицей, потомки героя вышли из Алтайских гор в просторные степи и стали создателями кочевого государства. По другой легенде, прародителем древних тюрков был Белый Олень с золотыми рогами.


Эти генеалогические легенды связывают этногенез древних тюрков с древними усунями и сако-скифами, позволяя говорить об этнической преемственности пазырыкцев и древних тюрков. В генеалогической легенде тюрков упоминаются хунну (сюнну) и род Со (тоба-сяньбийцы).


По этим легендам можно реконструировать генезис тюркских народов как результат симбиоза древних кочевых народов Центральной Азии. Упоминаемые в легенде в качестве прародины древних тюрков Гаочан и Горный Алтай устанавливают наличие двух основных этапов ранней этнической истории древних тюрков: гаочанского и алтайского.


Генеалогические легенды утверждают тезис о кровном родстве тюркоязычных народов, происходящих от одного мифологического предка. Четыре основные древнетюркские группировки племен - енисейские кыргызы, кыпчаки, теле-огузы и древние тюрки - сложились на раннем этапе тюркского этногенеза, когда было зафиксировано их генеалогическое родство в мифах.


Ранняя этническая история древних тюрков до нас дошла через мифологические легенды, запечатленные в китайских источниках. В них генезис ранних тюрков начинается с территории Алтая. Древние предки тюрков могли принадлежать к союзу племен: динлинов, хунну, юэчжи, сяньби, усуней.


С.Г. Кляшторный считает вероятным, что племя Ашина иммигрировало в Ганьсу после 265 г. в период массового переселения за Великую стену хуннских и зависимых от хуннов племен Центральной Азни и Южной Сибири. Путем смешения с коренными жителями Турфана в Пиньляне и Хэси появились «смешанные ху». После переселения на Алтай племя стало называться «тюркское», термин Ашина стал названием правящей династии [1, с. 189].


Исходя из этого, выделяются два основных этапа ранней истории племени тюрк (ашина): ганьсуйско-гаочанский (265-460) и алтайский (460-553) [1, с. 189]. Существует также версия о том, что около 500 семейств Ашина могли прибыть на Гобийский Алтай.


Устные исторические предания указывают на то, что они получили племенное название «тюрк» только после этого события. Современные тюркологи признают тот факт, что Ашина пришли на Алтай из территорян провинции Ганьсу или Гаочана.


В больших орхонских надписях и повествовании о первых каганах народ, населявший вновь созданную империю, назван kok turk- голубые (синие) тюрки. Именем Ашина называлась, прежде всего, династийная группа каганата, обозначенная в древнетюркских эпитафиях словосочетанием кёк-тюрк небесные тюрки. Однако считается, что на тюркском материале это наименование не имеет объяснения [3, с. 95].


Транскрипция термина asina восходит к хотано-сакскому варианту asana, сопоставляется с обозначением усуней asman "небо", "небесные" [4, с. 305, 307]. С.Г. Кляшторный утверждает, что именно сакская этимология ашина (asseina ~ assena) со значением «синий» является фонетически и семантически безупречной. Он отмечает его идеальное семантическое совпадение с реконструированным значением имени Ашина [5, с. 248].


В древнеперсидском языке слово тюрк обозначало «шлем'. Действительно, в китайской хронике «Суй-шу» (VI-VII вв.) название тюрков выводится из монгольского слова дуулга "шлем". Германский тюрколог Г. Дерфер считает, что в нарицательном значении его можно понимать как «господствующий народ». К примеру, наименование «тюрки-кыбчаки» можно понимать так: господствующий род кыбчаков тогда властвовал [6, с. 162].


В сочинении «Тай-пин гуан чжи» сохранилась версия легенды об ином первопредке тюрков, антиподе волка - белом олене с золотыми рогами. Во время охоты этот олень был убит одним из предводителей племени аши. Правитель Имо-шэли приказал. казнить виновного.


Позже, во время жертвоприношений знамени с изображением волка, в церемонии участвовали и представители племени аши, предок которых убил оленя (17, с. 290]. Основным героем данного предания является олень с золотыми рогами, с образом которого связано происхождение династийных тюрков.


Олень обитает в пещере их предков, на него наложено табу. Начало легенды дает основание считать, что речь идет не просто об олене, а о лани - прародительнице, духе земли и леса, противостоящей духу воды [4, с. 88].


Под образом зверя, определенного божества - тотема, прячется древний этнос - племя. Образ оленя (лани) был в качестве почитаемого божества у древних саков-скифов, о чем свидетельствуют находки многочисленных «оленных камней» от Причерноморья до Монголии. Волка в качестве тотемного зверя также почитали индоевропейские народы, достаточно вспомнить Ромула и Рема.


Тюрки-ашина поклонялись оленю как священному животному - он был табуирован. По словам Ю.А. Зуєва, олень был не только священным, но и олицетворялся с племенем Ашина [4, с. 110].


Древнетюркская легенда повествует о рождении народа следующее: «Вероятно, тюрки являются особым поколением сюнну. Некто из рода Ашина отделился и образовал було. Позже було Ашина было разбито соседним государством, которое полностью уничтожило этот род.


Остался только один мальчик, примерно десяти лет. Воины, видя, что он мал, не разрешили убивать его. Тогда отрубили ему ноги и бросили его в болотистую низину, заросшую травой.


Какая-то волчица вскормила его мясом. Когда он вырос, то спарился с волчицей, вследствие чего забеременела. Соседний князь, услышав, что этот мальчик еще жив, снова послал убить его.


Посланные обнаружили, что подле находится волчица, и хотели вместе с мальчиком убить и волчицу, но волчица убежала в горы к северу от государства Гаочан» (Турфанский оазис. - С.К.) [8, с. 2871.


В китайской хронике «Чжоу шу» сказано:


«После этого волчица родила десять сыновей. Среди них один, рода Ашина, был самым мудрым, благодаря чему он стал государем... выставил знамя с головой волка. Некий Асяньшэ, возглавив було, вывел его из пещеры. Через несколько поколений подчинились жужаням...


Поселились на южных склонах гор Цзиньшань (Алтай), работая плавильщиками железа и кузнецами. Очертания гор Цзиньшань похожи на шлем. По их обычаю шлем назвали туцзюэ, и по этой причине (потомков Ашина) назвали туцзюэ (тюрками)» [9, с. 287).


Волчица, как бы защищаемая божеством, нашла пристанище на горе. «Эта гора находится к северо-западу от Гаочан, к востоку от моря. У подножия горы была пещера. Волчица вошла в нее и обнаружила там ровную землю, поросшую густой травой. Волчица спряталась там и родила десять сыновей.


Десять сыновей выросли, все выпросили жен, [которые] забеременели. Потомки каждого из сыновей имели особое наименование своего рода. Ашина как раз был один из них. Сыновья и внуки множились, и постепенно число их достигло ста семей» 19, c. 2871.


По словам Ю.А. Зуева, первая редакция генеалогической легенды древних тюрков сообщает о родине тюрков, названной «страной Со», вторая имеет в виду физического предка, имя которого должно было звучать Сого.


По консультации С.Е. Яхонтова, среднекитайское звучание иероглифа со предполагает один вариант - sak. Дин Цянь и ряд авторов возводят происхождение «страны Со» к одному из сяньбийских племен (солу), тождественному

Тоба [4, с. 62].


Ю.А. Зуев считает переселение иранского этнонима в тюркскую среду необычным явлением. Но вероятность происхождения древних тюрков от античных саков усиливается сообщением византийского автора Менандра об одном из посольств тюрков, «которых раньше называли саками» [4, с. 62].


Ю.А. Зуев сопоставляет древнетюркское предание с тотемистическим мифом древних усуней, обращая внимание на общность черт.


Так, летопись определяет древнее местожительство усуней «между Цилянь и Дунь-хуаном», у озера «поросшего травой» (т.е. болота). Ашина находились на западе от Западного озера (моря), в том же районе.


Усуни представляли собой «малое княжество западной границы сюнну». Во всех вариантах легенды племя Ашина является обособившейся отраслью сюнну, под которыми в V веке подразумевались Тоба. Усуни и ашина были разбиты соседями, в живых остался один мальчик. Мальчика в обоих случаях (в генеалогических легендах) спасает волчица [4, с. 7).


Как отмечает Е.И. Кычанов, между усуньской и древнетюркской легендами имеется много общего: 1) нападение врагов: 2) остается в живых мальчик; 3) его кормит волчица молоком (усунь), мясом (древнетюркская легенда).


Далее идут расхождения: 1) мальчика приютил шаньюй гуннов, он становится правителем усуней (усуньская легенда); 2) мальчик спаривается с волчицей. Только концовки той и этой легенд разные: у усуней мальчик становится правителем, У тюрков - мальчика убивают возвратившиеся враги.


Животное чудесным образом спасается и рожает десять сыновей, один из них - родоначальник тюрков Ашина. Волчица уже не просто вскармливает, она порождает первопредка [-, с. 287].


Генеалогическое предание содержит описание четырех основных этапов происхождения собственно тюрков: 1) «общеалтайский» период обитания пратюрков «от сюнну на севере» под эгидой оленя: 2) краткий разгром пратюркской общности с последующей ее кон-солидацией, когда появляется еще один тотем - волк; 3) появление тюрков с тотемом волка, где отмечается «культ коровы», за которой они следуют и которая занимает место оленя; 4) становление союза «десяти племен» под эги-дой династии Ашина, связанной с культом дерева [4, с. 69].


Анализ генеалогической легенды, проделанный Ю.А. Зуевым, приводит к выводу, что географической средой «пратюркского» и «раннетюркского» этногенеза был район, включающий Алтай и Тяньшань.


В энциклопедии «Тунчжи», составленной в период Сун, говорится: «Тюрки из поколения в поколение обитали в Золотых горах (Алтай); впоследствии разделились на три части» [4, с. 85].


Как установлено, ханским родом тюрков были Ашина. Потомки добродетельных каганов Ашидэ являлись вторыми по значению родом (фратрией, племенем) в каганате. Тоньюкук происходил из этого рода. Императрица (катун) должна была браться тоже из этого рода, а его мужские представители занимали важное место в каганате [4, с. 151, 153].


Сходство генеалогических мифов у двух разных народов, проживавших в различные эпохи на территории Центральной Азии, можно объяснить «кочующими» мотивами в мифологии. Сходные легенды о происхождении правящего дома от предка оленя (лани) и волка бытовали у древних монголов.


Однако представляется, что данная легенда свидетельствует о преемственности правящих династий в степях Центральной Азии. После гибели кочевого объединения усуней от рук соседей - сяньби через несколько веков на смену им приходит династия Ашина, тоже возводящая свой род к волчице.


Древние монголы также относили далеких предков к волку Бортэ-Чино, как и древние уйгуры. По мнению Е.И. Кычанова, сходство легенд о правящей династии может служить важным аргументом в пользу тюркской этни-ческой принадлежности усуней [9, с. 288].


Пещерой, где выросли предки тюрков, является Горный Алтай. В горных районах Алтая, который в те времена был непроходимым для конницы, могли укрыться остатки хунну, в сяньбийское время вошедшие в состав племенного союза тоба-сяньбийцев.


Благодатной степью, куда из пещеры вышли предки тюрок, возможно, является Чуйская степь, где увеличилась численность кочевников, получающих железные вещи и оружие от своих соотечественников-металлургов, остававшихся в горах.


Между тем утверждается, что этноним - топоним сак "олень встречается в «Бэйши» и у Менандра в качестве древнего обозначения предков Ашина [10, с. 110, 116, 132]. Интересно, что первая редакция древнетюркского генеалогического предания сообщает о родине тюрков, названной «страной Со».


Существует предположение о связи пратюркского государства Со с названием «страны Со» (в современной Восточной Монголии), из которой происходили Сяньби или их часть, которая именовалась Тоба. Именно их называли Солу - «варварами):з страны "Co"» [10, с. 61-63].


Имеется и другой вариант легенды, который Е.И. Кычанов называет северным или енисейским: «Говорят, предки тюрок происходят из государства Со, которое находилось к северу от сюнну... Имелось 17 братьев, и один из них звался Ичжинишиду "рожденный волчицей"... Он взял в жены двух девушек, говорили, что они были дочерьми духа Лета и духа Зимы.


Одна из них забеременела и родила четырех сыновей, один из которых превратился в белого лебедя. Один из них создал свое государство между реками Афу (Абакан) и Цзянь (Кем, Енисей), называвшееся Цигу (кыргыз), один из них создал государство на реке Чучжэ, а один, а именно Даэр (Нодулу-шад, имя буквально значит "старший сын". - Е.К.) поселился в горах Цзяньсычучжэши» [9, с. 288].


Генеалогические легенды утверждают тезис о кровном родстве тюркоязычных народов, происходящих от одного мифологического предка. Согласно ему древние тюрки, обитавшие в Горном Алтае, выступают в качестве ближайших родственников енисейских кыргызов.


Как считает С.Г. Кляшторный, четыре основные древнетюркские группировки племен сложились на раннем этапе тюркского этногенеза, когда еще ощущалось и было зафиксировано в мифах их генеалогическое родство. Это цигу - древние кыргызы, сформировавшиеся в рамках таштыкской культуры; группа «белого лебедя», отождествляемая с кыпчаками, связанными с верхнеобской культурой в Горном Алтае. Памятники берельского типа на Горном Алтае связываются с родичами Ашина, поселившимся на р. Чжучже [1, с. 199, 200].


Таким образом, анализ древнетюркских генеалогических легенд позволяет установить их связь с юэчжи, хуннами, усунями, динлинами, саками и более поздними сяньби.


В этногенезе древних тюрков могли участвовать все эти древние народы, или предки тюрков последовательно входили в племенной союз, созданный этими народами." - Ушницкий Василий Васильевич, «Генеалогические Легенды Древних Тюрков-Ашина: Волчица и Олень-Лань в Образе Тотемных Предков»


Что говорят научные данные ДНК исследований?


“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.


Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.


В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.


Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.


Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.


Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).


Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.


Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.


В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).


Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.


Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.


Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»

Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада


«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.


Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.


Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)

Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature


Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)


Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.


В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.


Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).


О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.


Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.


Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»


Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования


«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.


Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:

ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23


Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.


Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).


У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).


Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.


«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.


Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский


«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.


Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».


Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.


Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.


В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».


Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»


Вывод:

Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.


Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.

Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.


Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.


А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.


Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.


Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;



53 views0 comments

Comentários


bottom of page