Изображение: Статуя Канишки в Музее Матхуры. На нижней части его плаща выгравирована посвящённая надпись:
“Великий царь, царь царей, сын Бога, Канишка”.
Музей Матхуры
Генетические исследования происхождения Кушанской империи и юэчжи, а также их связи с современными популяциями Евразии подтверждают гипотезы, существовавшие в научной историографии, об участии юэчжей в этногенезе кыргызов наряду с диньлинями, усунями, саками, гуннами, кипчаками и позже, монголами.
При этом опровергаются теории о преимущественно енисейско-алтайском компоненте в этногенезе кыргызов, включая гипотезы о массовом переселении на Тянь-Шань.
Исторические и генетические данные свидетельствуют, что часть предков кыргызов изначально обитала в районе Тянь-Шаня, ещё до прибытия туда сибирских кыргызов.
В этой связи становится ясной логика анализа известного ученого Игоря Рожанского, который исследовал связь кыргызов с литовскими татарами. Он отмечает:
«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, была захвачена енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан представляет собой естественную горную крепость Тянь-Шаня, он похож на общину литовских татар своей высокой генетической инерцией и ограниченным внешним влиянием.
По сути, все эти группы объединяет общая скифская основа: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы».
Этот анализ подчеркивает глубокую историческую взаимосвязь различных скифских групп и их важную роль в формировании кыргызского этноса.
Вэй Ланьхай, Ли Хуэй и Сюй Вэнькан из Фуданского Университета, Китай:
«Согласно историческим записям, деятельность юэчжи можно разделить на четыре этапа:
1. Этап I, от древнейших времён до примерно 200 г. до н.э. Юэчжи обитали в степях между Дуньхуаном и горным хребтом Тяньшань. В этот период они одержали победу над усунями (乌孙) на западе и убили их правителя Наньдоуми (难兜靡). Считается, что юэчжи распространили свою власть на северо-западную часть Ганьсу и юго-западную часть Монголии. Сын шаньюя хунну, Модэ, был отправлен к юэчжи в качестве заложника.
2. Этап II, с примерно 200 г. до н.э. до 170 г. до н.э. Юэчжи были разгромлены шаньюями Модэ и Лаошанем из хунну, после чего переместились на запад, в область сакав в долине реки Или. Юэчжи завоевали сакав и вынудили их переселиться на юго-запад. В этот период юэчжи заняли территорию, которая ранее принадлежала сакам.
3. Этап III, с примерно 170 г. до н.э. до примерно 130 г. до н.э. В начале этого этапа юэчжи потерпели сокрушительное поражение от объединённой армии усуней и хунну. После этого юэчжи вновь переместились на запад и достигли Трансоксании.
4. Этап IV, после примерно 130 г. до н.э. Юэчжи пересекли реку Окс (Амударью) и завоевали Бактрию. Последующие события, включая основание Кушанской империи, хорошо задокументированы в исторических источниках.
Юэчжи — это древний кочевой народ, проживавший в районе между Дуньхуаном и горами Тяньшань до того, как они впервые упоминаются в китайских исторических записях около 200 г. до н.э.
Карта Кушанского царства в окружении Скифо-Кыргыских племён: Гянь-Гуней, Кыргызов и Динлиней
До возвышения шаньюя хунну Модэ юэчжи обладали сильной политической базой и управляли обширной территорией, простиравшейся от провинции Ганьсу до Тяньшаня. Однако позже они потерпели несколько поражений и в конечном итоге переселились на запад, в Бактрию (Enoki et al., 1994; Wang, 2004).
Между 1000 г. до н.э. и 200 г. до н.э. в районе между Тяньшанем и Дуньхуаном существовали три крупных древних культуры. На западе этой территории доминировала культура Субэйши, сосредоточенная в Турфанской впадине и её окрестностях. На востоке преобладала культура Янбулац, центр которой находился в Кумульской впадине.
Южная часть региона была изолирована от других культур Южного Синьцзяна пустыней Такла-Макан. На севере Турфанской и Кумульской впадин археологи обнаружили многочисленные кочевые остатки, распространённые по степям, тянущимся с запада на восток.
Археологические находки, предположительно относящиеся к юэчжи, вероятно, располагаются в географических и хронологических рамках этих культур. Экономика культур Субэйши и Янбулац сочетала процветающее оазисное земледелие и пастбищное животноводство в горных районах.
После 200 г. до н.э. культура Субэйши в районе Турфанской впадины развилась в местное государство с крепостными стенами, известное как царство Гуши. Культура Янбулац пришла в упадок после 500 г. до н.э. и окончательно исчезла в северных предгорьях Кумульской впадины.
Напротив, археологические памятники культуры Баркёль содержат исключительно кочевые остатки. Эта культура изначально ассоциировалась с кочевыми народами южно-центральной части Внутренней Монголии.
Их образ жизни был тесно связан с Наньваньским типом культуры Северного Тяньшаньского пути, существовавшей с 1500 г. до н.э. по 1000 г. до н.э. (Guo, 2012). Географический охват и хронологический период культуры Баркёль соответствуют времени существования юэчжи.
Эта связь подтверждается также культурными изменениями в регионе. Согласно археологическим данным, после 200 г. до н.э. регион был завоёван народом с иной культурой. Остатки этой культуры схожи с находками, относящимися к хуннской культуре в Монголии и Северном Китае. Следовательно, можно заключить, что эти артефакты были созданы группой хунну, переселившейся на запад в этот регион.
Элементы человеческих жертвоприношений, обнаруженные на памятниках Хэйгоулян-Дунхэйгоу, тесно связаны с находками на объектах Юэгунтай-Сихэйгоу. Эти памятники демонстрируют элементы культуры Баркёль, существовавшей с древнейших времён до указанного периода (Wang, 2008; Zhao, 2011; Wang, 2004).
На основе приведённых данных можно предположить, что некрупные каменные захоронения на степях Баркёля, условно названные культурой Баркёль, возможно, являются остатками древнего населения юэчжи.
Генетические свидетельства миграции в Синьцзян из разных направлений
В последние десятилетия генетические исследования были проведены на большом количестве человеческих останков, обнаруженных на археологических памятниках в Синьцзяне и его окрестностях.
В следующем разделе мы обобщаем все доступные генетические данные древних культур этого региона и добавляем наши собственные неопубликованные данные с памятников Кумуля и Хэйгоулян. Датировка этих археологических остатков варьируется от 6000 до 1200 лет назад (см. Таблицу 2).
На казахстанских степях все образцы, датируемые временем до XIII–VII веков до н.э., относятся к западноевразийским генетическим линиям. После бронзового века фиксируется появление восточноевразийских генетических последовательностей, которые сосуществовали с ранее существовавшим западноевразийским субстратом (Lalueza-Fox et al., 2004).
Самый ранний контакт между западноевразийскими и восточноевразийскими популяциями зафиксирован в центральной части Южной Сибири (Keyser et al., 2009). Типичный западный компонент митохондриальной ДНК, U5a, был обнаружен на кладбище Локомотив в районе озера Байкал, датируемом примерно 6000 лет назад.
Считается, что появление афанасьевских популяций на восточных степях связано с миграцией на восток представителей ямной культуры. Это объясняет присутствие западноевразийского компонента в генофонде древних южносибирских популяций.
В более поздний период западные материнские и отцовские линии доминировали среди популяций к северу от Алтайских гор (например, в Минусинской котловине и окружающих районах).
Напротив, западноевразийские линии отсутствовали в центральной части Китая, например, в провинциях Ганьсу и Цинхай, вплоть до раннего железного века (Gao et al., 2007; Zhao et al., 2011; Cui et al., 2002; Zhao et al., 2010).
Смешанное происхождение было обнаружено на древнейшем археологическом памятнике с человеческими останками в Синьцзяне, на кладбище Сяохэ. Анализ Y-хромосомной и митохондриальной ДНК показал, что все мужчины на этом кладбище принадлежали к типичной западноевразийской гаплогруппе R1a1a. Однако анализ mtDNA выявил как восточноевразийскую гаплогруппу (C), так и западноевразийские гаплогруппы (H и K) (Li et al., 2010).
Компоненты восточноевразийского или западноевразийского наследия в древних популяциях Синьцзяна и его окрестностей.
Гаплогруппа C — типичная материнская линия для Сибири, что подтверждает одну из гипотез о происхождении тохаров. Предполагается, что предки тохаров были самой ранней популяцией бронзового века в Синьцзяне и изначально были связаны с носителями афанасьевской культуры.
В районе Кумульской впадины анализ mtDNA выявил как восточноевразийские, так и западноевразийские компоненты (He et al., 2003).
С другой стороны, согласно нашим неопубликованным данным с могильников культуры Северного Тяньшаньского пути и памятников Хэйгоулян в степях Баркёля, до сих пор в этом регионе наблюдались только восточноевразийские отцовские линии.
Этот вывод соответствует анализу культурных элементов археологами. Как обсуждалось ранее, культура Северного Тяньшаньского пути является потомком культуры Мачан, распространившейся из провинции Ганьсу.
В процессе её развития наблюдалось влияние культуры Сиба с востока и культуры Цемурцике с запада. Позднее, около 4000 лет назад, в Кумульской впадине возникла культура Янбулац, пришедшая на смену культуре Северного Тяньшаньского пути. При этом она испытала сильное влияние культур Синьдянь (辛店) и Кайюэ (卡约) с востока.
С другой стороны, культура Баркёль, представляющая собой чисто кочевую культуру на степях Баркёля, изначально была связана с кочевыми культурами южно-центральной части Внутренней Монголии.
Многие находки, связанные с этой культурой, тесно соотносятся с Наньваньским типом культуры Северного Тяньшаньского пути, существовавшей с 1500 г. до н.э. по 1000 г. до н.э.
Как обсуждалось ранее, мы предполагаем, что культура Баркёль, возможно, представляет собой остатки народа юэчжи. Изначально они были смешанной популяцией, состоящей из аборигенов Кумульской впадины и кочевого населения, мигрировавшего из Монголии или её границ с Китаем.
В западной части Синьцзяна генетические исследования также были проведены на человеческих останках, относящихся к культурам Субэйши, Чавигуль, Загунлук, царствам Цзиньцзюэ и Хотан, а также к руинам Юаньша (см. Таблицу 2).
Смешение генетических линий Востока и Запада было обнаружено во всех этих популяциях, за исключением случаев, где был протестирован только один образец (например, памятники Ния и захоронения Чавигуль III).
Эти результаты указывают на сложную демографическую историю региона. Примечательно, что на данный момент не существует генетических данных, связанных с тохарами.» - Вэй Ланьхай, Ли Хуэй и Сюй Вэнькан из Фуданского Университета, Китай
Вэй Ланьхай, Ли Хуэй и Сюй Вэнькан
«Разные происхождения тохаров и юэчжи: результаты современных исследований в области археологии и генетики»
Данные ДНК науки о Кыргызах:
“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.
Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.
В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.
Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.
Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.
Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).
Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.
Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.
В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).
Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.
Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.
Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»
Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.
Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.
Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)
Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature
Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)
Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.
В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.
Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).
О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.
Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.
Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»
Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования
«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.
Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:
ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23
Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.
Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).
У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).
Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.
«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.
Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский
«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.
Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».
Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.
Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.
В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».
Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»
Вывод:
Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.
Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.
Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.
Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.
А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.
Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.
Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;
Comments