Усуни и кыргызы
"В отдельных источниках сохранились древние генеалогические предания, рассказывающие об этногенетических связях кыргызов, кыпчаков и кимаков с скифо-сакскими племенами, что находит подтверждения этнографическими и фольклорными материалами. Об этом мы будем говорить ниже и в других разделах данной работы.
Согласно легенде, приведенной в книге Бахши Имана «Джагфар тарихи» [55;56; 13.-С. 10-20; 14. –С. 25-33.], происхождение этнонимов «кыпчак», «кимак» и «кыргыз» связывалось с сарматами и массагетами (Семиречье), которые вступили в интенсивные этногенетические и этнокультурные отношения с тюркоязычными племенами Саяно-Алтайского края и Западной Монголии.
В первой, очевидно, более древней, генеалогия кыргызов и кыпчаков связывалась с массагетами и сарматами, а во второй запечатлены массагето-кыргызо-булгарские взаимоотношения.
Согласно первой легенде: «однажды в Туркестане (Казахстане) племя южных саков - массагетов (масгутов) внезапно напало на центральных саков - сарматов (чирмышей). Все чирмыши были перебиты, но предводительница сарматов Тамыр-бика успела перед гибелью спрятать своего младенца - сына в дупле дерева.
Мальчика нашли и вырастили тюрки. Они же назвали его Кыпчаком – «Дупельным». Кыпчак взял в жены 40 тюрчанок и его дети от них основали 40 родов тюркоязычных саков. Их стали называть «кыргызами» (т.е. «сорок девушек» - в память о сорока женах Кыпчака) или «Кыпчаками»... Саки, сохранившие индоарийский язык, продолжались называться «сагдаками» (саками).
Часть массагетов была также в то же время тюркизирована и получила от булгар название «оймеков», передаваемое иногда в форме «кимак», а другие массагеты, сохранившие индоарийский язык, по-прежнему назывались «масгутами» [13.-С. 10-20].
Согласно второй легенде о алп-бике Куропатке, Тангра в защиту человеческого рода, превратил ее в алп-бике Мышь или Кыргыз-Кыркыз [Дикая или Вольная Девушка], что олицетворяла дух женского своеволия и упрямства.
После этого она, «явившись в царстве Идель в образе прекрасной девушки, вызвала многовековую смуту в государстве. Вначале она очаровала всех булгарских принцев и перессорила царевичей. Когда ее изгнали из Иделя, она ушла в Кашан (Средняя Азии), где стала объектом поклонения масгутов. За это Тангра покарал это племя, которое стали называть также кыргызами - по имени Кыргыз.
Оно прекратило свое существование, и даже небольшая группа уцелевших масгутов стала носить имя булгарской династии Алан, некоторые представители которой бежали к ней. Степи масгутов были заняты кыпчаками, которых стали, поэтому называть и кыргызами...» [13.-С. 10-20.].
Первая легенда подтверждала этногенетическую связь кыргызов с массагетами и сарматами. Очевидно, в данном случае речь идет о миграции восточных племен усуней, юэчжи, хунну на запад в III в до н.э., когда они один за другим переселились в страну саков, а затем одним ударом разгромили Бактрию и на его развалинах сформировали Кушанское царство.
В состав вновь созданного государства входили три крупных владения Давань, Кангюй и Юэчжи. После этих событий саки навсегда исчезли с политической арены Центральной Азии, а на восточных пределах владения последних стало возвышаться новое объединение племен под именем кыргыз (гяньгунь).
В исторических источниках кыргызы и сарматы всегда описывались как племена, принадлежащие к одной культуре, были известны как огнепоклонники, практиковали трупосожжение. Генеалогические предания содержали схожие сюжеты и происхождение народа связывалось всегда с женщинами.
Первый происходил от амазонок-мужеубийц, попавших в Скифию, где, они сдружились с молодыми скифами, перешли реку Танаис (Сырдарья) и там образовали сарматское объединение. Согласно данным «Юаньши» кыргызы произошли от сорока девиц страны Хань, вступивших в брачные узы с мужчинами владения Усы, вследствие чего эта страна стала называться Кыргызской землей [294.-С. 92.].
Основываясь на вышеизложенном, мы полагаем, что сарматы, булгарские серби и черемыши могли представлять родственные этнические группы, что как бы подтверждали первые части вышеотмеченных этнонимов. Для полного анализа можно «сир» сопоставить с названиями исседонского племени серов (серика), предков кыпчаков сир-тардушей.
Известно, что С.Г.Кляшторный доказал тождество «сир-тардуш» с кыпчаками [208. – С. 157]. Возможно, состоявший из двух частей этноним «черемыш» («чер/сар» и «йемыш/йемек») также указывает на связь названий «сар/мат» и «йемек».
Отметим, что сарматов китайские источники обозначали под этнонимами «янь» или «яньцай». Л.Гумилев по этому поводу писал: «Тут вспоминается древнекитайское название для сарматских племен-янь и яньцай, в которых китаисты видели передачу этнонима «сармат» [119. – С. 162].
Согласно историческим источникам сарматы (янь, яньцай) первоначально находились в подчинении у государства Кангюй. Однако, позже ситуация изменилась и сарматы взяли вверх над Кангюем. По данным исторических источников, кангюйцы имели соседство с княжеством в Фергане Давань, а также по обычаям и по одежде особо не отличались от сармат и алан, а также юэчжи.
Владение яньцай (сарматов) в эпоху Чжан Цзяня лежало «почти в 2000 ли от Кангюя на северо-запад» [131. –С. 62], ведя кочевой образ жизни, имело 100 т. войска, на 10 тысяч больше чем у Кангюя, что говорит о явном преимуществе первых. Не исключено, что численность сарматов была увеличена за счет новых пришлых сородичей, коих могли представлять группа юэчжей или эфталитов, бежавшие от натиска хунну и усуней.
Отметим, что описание страны янь и яньцай в источниках очень сходствует с более поздними рассказами о владении яньмо. Если об яньцае сказано, что в нем «много сосны, ракитника и ковыля», то о янь говориться, что оплачивали дань «кожами зверков мышиной породы».
Китайские хроники отмечали, что после страны Бома «за 30 дней пути на юг… приходят к туциши (тюргеш), а еще за 30 дней пути приходят к яньмо… В тех странах много сосны березы. Ежегодно собирают в оброк шкуры соболей, выдры, белки и горностая» [30. –С. 46].
В науке давно уже утвердилось мнение о тождестве имеков или кимаков с яньмо, история которых проходит неразрывной связи с племенами сеяньто, состоявших из двух поколений се и яньто. В «Таньшу» сказано «сеяньтоский Ишибо утвердился при горах Яньмо». [30. –С. 45].
Ю.Зуев не стал привязывать область яньмо к какому-либо району, однако, соседнее с ним племя бома, поместил западнее Байкала [151. -C. 104.]. С. Ахижанов в имеки М.Кашгари видел китайское яньмо. Последнего он сравнил с названием р.Юймо на Алтае.
С.Ахинжанов горы Яньмо расположил на юго-западных склонах Алтайского хребта, где по его утверждению находилась «горная долина Иемек» [30. –С. 47.].
Отсюда можно полагать, что история племени йемеков или яньмо неразрывна связана с племенами се и янто (тардуши). Как нам кажется, более справедливо видеть в китайском янь средневековые этнонимы «яньмо» и «йемек».
Отсюда, можно полагать, что в эпоху древних тюрков племена янь и янцай-сарматы, имевшие отношения к Кангюю, в средние века смогли возродиться под именем «яньмо»-«йемек» и «яньто»-«тардуш».
Следует отметить, что кыргызы в прошлом имели племя юваш (р. жоош), а племя канды в своем родоплеменном составе родовое подразделение жумаш (вариант «йюмаш»). Башкирское племя бурзян имело род ямаш, которых легко сравнить с различными формами имени кимаков в исторических источниках - «йемек», «ямак».
У бурзян было - дерево -имэн (дуб), птица - козгон (ворон или беркут), клич - актуган, тамга — ягалбай (дербник). Кроме того, на территории Евразии сохранились топонимы, имевшие связь с кимакскими этнонимами «йемек» или «кимак» и кыргызским «жумаш» («йюмаш»).
Например, в приграничных с Венгрией землях Югославии, где проживают потомки печенегов босняки, встречались г. Баймак («бай йемек») и Мала Босна (Mala Bosna). В Венгрии зафиксирован местность под названием «Баймах-Марахал», где археологи нашли сарматские захоронения и вещи, принадлежащие им [359. С.163.].
Топоним с аналогичным названием «баймакли» существует в землях гагаузов в Молдавии, которых связывают с печенегами и бурджанами и булгарами. Здесь же встречаются названия местностей – Бабаляч, Ямач, Бекеш, Мукач [138.– 216 с.].
Весьма любопытно, что эти же названия местностей в форме Бабаляш, Ямаш, Бикеш, Мокас встречались в Баймакском (Бурзянская волость) районе Башкирии, а «баймак» в Каракалпакии, что, указывает на непосредственную связь его происхождения с печенегами-кангарами.
Как нам кажется, «баймак» имел отношение к башкирским бурзянам, которые входили в состав Кимакского каганата. Возможно, что «баймак» состоял из двух слов «бай/баш/бак» и «ямак»/ямаш/йемек. Следовательно, кимаки - это народ, представлявший смесь скифо-сакских племен и сарматов с кангаро-печенегами и кыргызами, которые господствовали на Саяно-Алтае до эпохи каракитайских завоеваний.
Вышеизложенное еще раз подтверждает наше мнение об этногенетических связях древних кыргызов с саками-тиграхауда (юэчжи-массагетами), усунями (исседонами), которые возможно представляли восточные группы племен государства Кангюй.
Китайцы обозначали кыргызов этнонимами «гэгунь», «гяньгунь», «хегу» и т.д. В III в. до н.э. кыргызы вместе с соседними владениями синьли (канглы), динлин, цзюеше были покорены хуннами.
Накануне нашествия Модэ шаньюя, кыргызы жили на юге-востоке Кангюя, примерно на территории юэчжи-массагетских племен, считавшихся наиболее могущественным и сильным объединением, которые к V в. н. э. под влиянием хунну, преобразовались в конфедерацию белых гуннов-эфталитов. Очевидно, восточная ветвь их в более позднее время стало известно под названием кумоси-команов.
Согласно вышеприведенному преданию, происхождение страны Кыргыз связывалось с 40 девицами земли Хань, вступивших в брачные узы с мужчинами Усы. Однако, С.Ахсикенди приводит точно такую же легенду, согласно которой кыргызы произошли от кырк гузов (сорока гузов) скрывшихся в горах Ходжента [33. –С. 30-31].
Отсюда первую легенду можно воспринимать как китаизированную версию древнего генеалогического предания. Так как, сорок девиц из земли Хань не могло быть в природе. Стало быть, в обеих версиях легенды речь идет о племенах гузов, которые жили во владении Ус и смешались с кыргызами.
Следовательно, как мы предполагаем, племена усы или азы (кыргыз) с древних времен жили на территории Тувы и они могли быть предками более поздних этнических объединений, таких как усуни, огузы и другие.
Следовательно, основываясь на вышеизложенном можно полагать, что древние узы (азы) живя в Западной Монголии и вступая в этногенетические связи с другими местными племенами сформировали новые этнические образования и союзы, каковыми являлись усуни (от ус+ок/н, ус+ок, аз+ок, азык) или огуз (от ок+уз).
Таким образом, у нас есть основание полагать, что усуни могли быть выходцами из владения Ус в Западной Монголии. Не исключено, что этноним «усунь» происходил от слияния двух слов «ус и «ок/н», что по значению и смыслу соответствовало средневековому этнониму «огуз» (ок+уз), тувинскому и кыргызскому «монгуш» («ман+огуз) и мунгуш (ман+огуз).
Н.Аристов, В.Бартольд, Л.Гумилев и другие усуней и кыргызов рассматривали как поколения динлинов. В то же время Л.Н.Гумилев рассматривал хунну как смесь их предков монголоидов с европеодными динлинами. По его мнению, енисейские кыргызы могли образоваться не только из смешения гяньгуней с динлинами, но и с гуннами [301. –С. 63].
Как было выше отмечено, появление кыргызов на исторической арене было связано с миграцией юэчжей и усуней на запад в связи с усилением хунну. Взаимоотношения юэчжей, усуней и хунну отразились в вышеприведенном генеалогическом предании о молодом усуньском царевиче.
Отдельные ученые полагали, что в легенде зафиксирован процесс установления этнических связей между этими двумя народами в прошлом. Как нам кажется, данное предание, прежде всего, рассказывало о политическом статусе усуней среди кочевых племен Центральной Азии.
В легенде подчеркивалось поклонение хунну небу и небесным силам, что заставило его взять новорожденного принца, спасенного благодаря помощи свыше, полюбить и воспитать. Позже, когда он достиг совершеннолетия, предводитель хунну собрал разрозненные осколки усуней и поставил молодого царевича во главе этого народа, дав ему тронный титул кунбаг. Согласно источникам, молодой кунбаг, став правителем усуней, решил отомстить за отца и причиненные ему в прошлом обиды.
Он с поддержкой хунну напал на юэчжей и вынудил их бежать на запад. Через некоторое время молодой кунбаг откололся от хунну. Усунский вождь, следуя за юэчжами, прибыл на Тянь-Шань, захватил земли народа «сэ» (саков) и поселился там.
Эти события соответствовали информации Помпея Трога: «Асии-цари тохаров и гибель сакарауков» [227.-С. 48]. Следовательно, юэчжи и усуни являлись той частью динлинов, которая, живя долгое время в соседстве с хунну и смешиваясь с ними, постепенно тюркизировались. Т.е., юэчжи, усуни и хунну являлись родственными группами.
На фотографии:Сосуды: Хакасско-Минусинская котловина, Копенский чаатас VII–IX вв, Кыргызский Кананат. Фотограф Г.Г. Сапожников
На золотых кувшинах в медальонах помещена фигура ушастого грифона, несущего в клюве рыбу.
Копенский Чааташ: https://old.bigenc.ru/archeology/text/2095133
Они представляли три крупных объединения, находившихся на стадии формирования нового этноса. Если в более древние времена в этой группе племен в роли основных соперников и гегемонов в регионе выступали юэчжи и усуни, то начиная с III века до н.э. инициатива переходит к хунну, которые, покорив все степные племена, во главе с Модэ шаньюем создали целую империю, простиравшуюся от Байкала до Ордоса на юге, от Восточного Туркестана до Прибайкалья на востоке.
Однако интеграция хунну с племенами динлинского происхождения имела продолжение в хуннский период, особенно эти отношения имели интенсивный характер в эпоху Чжичжи шаньюя, который для сохранения своей власти и влияния перенес ставку вождя во владение родственных гяньгуней (кыргызов), обеспечивая себе надежную защиту в их стране. Это привело к поглощению аристократической группы западных хунну кыргызами.
В западной литературе со времен Дегиня вышеназванные асии отождествлялись с исседонами (усунями). В свою очередь Н.А.Аристов связал усуней с древними кыргызами. По его мнению, усуни являлись частью енисейских кыргызов, которые ко II в. до н.э., отделившись от основной массы народа, переселились на Тянь-Шань.
Здесь они стали представлять предков тяньшаньских кыргызов. Н.А.Аристов племя азык рассматривал как этносообразующее племя древних кыргызов [26. –С. 218-219].
А.Бернштам высказывался в пользу уравнения асии-усуни. Он писал, что этнонимы «асии», «усунь» и «кушан» являлись тохарской передачей названия «усунь», что оправдывало информацию «асии – цари тохаров…».
Он считал, что «исседоны являются племенами восточной части Средней Азии, соседствующими с южносибирскими племенами, и известны античной науке с VI в. до н.э., когда саки ушли с Тянь-Шаня в Среднюю Азию и Приамурье, с ними ушла и часть исседоновских племен — асии и пасианы».
Он же полагал, что «усунь» являлся усеченной формой этнонима «исседон».
В аналогичном положении находились этнонимы «асии» и «пасиан», представленные здесь в иной фонетической форме. Очевидно, что речь идет о различных варинатах одного и того же этнонима, корень которого в разных текстах звучал ас/ис/ус/» [62. –С. 99.].
Таким образом, А.Бернштам пытался рассмотреть усуней и азов как один этнос. Следует отметить, что азов в научной литературе всегда связывали с кыргызами.
Большинство ученых признают весьма значительную роль азов в процессе консолидации енисейских кыргызов. В науке уже давно утвердилось мнение о том, что азы - аристократический род енисейских кыргызов.
Академик В.Бартольд писал, что в рунических надписях вместе с кыргызами несколько раз упоминается народ аз. В книге «Бадаи ат-таварих» (XVII век) кыргызов называли аз [3.-С. 426. Прим. 78.]. В.В.Бартольд находил возможным сопоставление азов Западной Монголии с семиреченским поколением тюргешей – азийцами.
После ознакомления с руническими надписями Тонукука, отметив об упоминании в них вместе с кыргызами несколько раз племени аз, назвал семиреченских азов ветью тюргешей [43; 63. –С. 281-282] и располагал в восточных землях Тюргешского каганата.
Он, основываясь на сведения восточных авторов, отмечал: «…ко времени завоевания Семиречья карлуками тюргеши разделились на два поколения – на тохсийцев (тухси) и азийцев» . Он же поколение торт ас алтайцев связывал с кыргызами. Ю.А.Зуев читал название одного из западнотюркских племен асицзе в форме азгыр (аз+гур), что ближе к этнониму орхоно-енисейских текстов «аз» [150. –C. 66-67.].
В.Бартольд, Л.Потапов, С.Абрамзон, О.Караев, С.Аттокуров, Э.Маанаев [12.-С. 21] и другие полагали, что часть азов после событий 715 года, когда тюркский каган Культегин разбил их основные силы у озера Хара коль бежала на запад и оказалась в стране тюргешей на Тянь-Шане.
Миграцию азов на запад связывали с кыргызами [45. –С. 485, 482; 170; 345.-С. 78.]. С.М.Абрамзон сопоставил асиги (западнотюркское племя) с азык, а последнего с алтайским торт ас. С.М.Абрамзон писал: «Связи со сказанным об азах-тюргешах обращает на себя внимание сходство изображений тамги племени азык с тамгой в виде лука на тюргешских монетах VIII в., найденных во время раскопок в Чуйской долине……
Племя азык может быть сопоставлено также с алтайской группой «торт-ас», входящей в состав современных теленгутов и ач-кыштымов, потому что и «представители киргизского племени азык или (асык) называют себя «четырехтамговыми» (терт тамгалуу азык) по численности подразделений: козугуна, байкючюка, бычмана и берю» [3.-С. 50-51.].
По информации профессора С.Аттокурова, «азыки называли себя азык-кыргызами», что говорит об их древнем происхождении. Далее ученый писал, что предки азыков являлись той группой кыргызов, которые одними из первых переселились с берегов Енисея на Тянь-Шань, по крайней мере, не позже Х века.
Отметим, что большинство ученых С.Малов, Г.Грумм-Гржимайло, С.Кисилев, Н.Сердобов, Д.Савинов, Ю.Худяков, В.Бутанаев предлагали в народе ач или аз рунических текстов видеть кыргызов. Все работы ученых проанализированы были в нашей монографии «Каркырахан.
Великий Кыргызский каганат». Г.Грумм-Гржимайло утверждал, что азы являлись одним из объединений древних кыргызов. Он располагал их в области Саянских (Когмен) гор, а Азскую долину в районах реки Абакан. С.Кисилев и Н.Сердобов помещали кыргызский род ач (аз) в среднем течении реки Июс и реки Уйбат в Минусинской котловине. По Д.Г.Савинову, в VII-IX века народ «ач» (аз) составлял основу кыргызского этноса.
По мнению В.Бутанаева и Ю.Худякова, народ «аз» или «ач» надо отождествлять с царствующей фамилией Кыргызского государства, которая зафиксирована в китайских хрониках в форме «ажо» (ажэ). В.Бутанаев и Ю.Худяков писали, что, «исходя из контекста памятника в честь Куль-Тегина, можно предположить, что «азы» соответствовали понятию элитарной части кыргызов...» [345. –С. 77-78; 89.-С. 72.].
При этом В.Я. Бутанаев пытался сравнить «ажо» с названием сеока «ажыг» в составе хакасов [12. -С. 21-23]ю Однако следует отметить, что Н.А.Аристов справедливо видел в асиги потомков усуней.
Т.е., мы поддерживаем мнение ученых о том, что азы жили на Тянь-Шане еще с эпохи усуней. Это наше мнение можно подтвердить следующими аргументами. Во-первых, как асиги, так и кыргызские азыки имели непосредственные родственные отношения с племенами кючюк.
Западнотюркские асиги упоминались вместе с гешу (кючюк), а азыки в своей родоплеменной структуре имели роды байкючюк (собака) и бычман, козугун (башкирск. козгон-ворон), борю (волк). Причем, названия двух последних родов азыков упоминались в качестве тотемических зверей в усуньской легенде, что дает нам полное право признать за асиги и азык потомков усуней.
Во-вторых, сходство изображения тамги азыков с тамгой в виде лука на тюргешских монетах VIII в., косвенно указывало о возможном политическом статусе их предков на Тянь-Шане в интересующий нас период [3 –С. 50-51.].
В третьих, род козугун (ворон) встречался в родоплеменной структуре башкир и казахов. Следовательно, исходя из вышесказанного, можно полагать, что В.В.Бартольд, Л.П.Потапов, С.М.Абрамзон и другие писали об одном и том же народе: об азах или кыргызах, обитавших в районах реки Чу в VIII-X века.
Итак, из вышеизложенного можно отметить, что усуни и азы (азык) сыграли немаловажное значение в истории и этнополитической жизни Центральной Азии. Как нам кажется, античные авторы предков азов называли асиями или исседонами, а китайцы усунями.
Усуни (или азы), так же как юэчжи, являлись элитарным родом в динлинском обществе. Возможно, что именно это обстоятельство побудило хуннского вождя взять новорожденного принца, находившегося под защитой неба-Тенгри, полюбить и воспитать его. Т.е. вступить в союз с усунями.
Тем самым хунну желали окончательно покончить с более могущественными юэчжами, оказывавшими им постоянную угрозу и нарушавшими их покой. Однако, для избавления от неприятелей и поднятия боевого духа воинов вождю хунну необходимо было иметь союзника в лице могущественного и духом сильного племени, имевшего поддержку от самого неба-Тенгри.
И этим племенем оказались усуни, тотемом которых был волк. Другой причиной создания усуно-хуннуского союза могло быть то, что юэчжи и усуни были родственными племенами, которые управлялись представителями из одного аристократического рода, тотемом которого был волк.
Следовательно, из вышеизложенного можно сделать вывод, что усуни, как одна из ветвей динлинов, могли быть их аристократическим родом. Не исключено, что в античной историографии усуни, как элитарный род динлинов, затмили собой все другие родственные им племена, в том числе динлинов, кыргызов, хунну и др.
В связи с чем в античных источниках мы имеем больше информации о могущественных исседонах-усунях и массагетах (юэчжи).Отсюда можно полагать, что канзюйцы, саки, усуни, хунну сыграли важную роль в этногенезе кыргызского народа.
Юэчжи, разбив усуней, экспортировали этноним «кыргыз» в усуньское общество. Тем самым они открыли новую страницу истории центральноазиатских племен. Союз усуней с хунну позволил объединить два крупных объединения Центральной Азии.
Усуни, покорив и слившись с племенами юэчжей и саков, образовали новый этнос - кыргызов, который делился на восточных и западных. Во главе западных племен стояли усуни, а восточных - азо-кыргызы.
Поэтому хунну всегда стремились держать под постоянным контролем гяньгуней-кыргызов. Хунну не давали объединиться кыргызам ни с родственными усунями, ни с динлинами, ни с канзюйцами, пока сами во главе с Чжичжи шаньюем в середине I в. н.э. не слились и растворились в кыргызской массе, сыграв важную роль в образовании таштыкской культуры кыргызов.
Очевидно, что связь усуней с хунну указывает не только на родственные отношения этих двух объединений и влиянии первых (динлинов) на вторых, но и дает основание предполагать, что хунну постепенно были поглошены динлинообразными племенами усунями и их восточной ветвью кыргызами (азами).
Это наше мнение как бы подтверждает древнетюркская легенда, где Кыргыз (Цигу) указан как один из братьев потомков мифической волчицы [119.–С. 20-23.]. Следовательно, союз усуней с хунну против юэчжей привел, во-первых, к уничтожению юэчжей и усилению усуней на западе; во-вторых, стал причиной появления нового объединения азов-кыргызов на востоке.
Таким образом, появление кыргызов на исторической арене было обусловлено противоречиями трех степных племен юэчжей, усуней и хунну и созданием союза последних двух объединений против первого. Союз усуней с хунну свидетельствовал о влиянии динлинов на хунну, что, в конечном счете, привело к поглощению западных хунну динлинообразными кыргызами (азами)." - Табылды Акеров, кандидат исторических наук, Директор Института Этнологии Международного Университета Кыргызстана.
Что говорят научные данные ДНК исследований?
“Гаплогруппа R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (определяется мутацией Z93), является генетическим маркером индоевропейских пасторалистов, которые мигрировали с территории современной Украины на территорию современного Ирана, Индии, казахских степей, Таримской впадины, Алтайских гор, региона реки Енисей и западной Монголии в бронзовом веке.
Естественно, что R1a1, а точнее её подгруппа R1a1a1b2 (R1a-Z93), встречается с высокой частотой среди тюркских народов, которые в настоящее время проживают в районе реки Енисей и Алтайских гор в России.
В отличие от тувинцев, у хакасов (название которых было создано советской властью от китайского наименования кыргызов — хягассы (黠戛斯), так как их считали потомками кыргызов) наблюдаются значительно более высокие проценты гаплогруппы R1a1 (35,2%) и гораздо более низкие проценты гаплогрупп C (1,1%) и Q (4%). Однако гаплогруппа N также является самой распространённой гаплогруппой среди хакасов (50%) (Губина и др. 2013: 339; Ши и др. 2013.
Что касается алтайцев, то Алтай-Кижи (южные алтайцы) характеризуются высокой частотой гаплогруппы R1a1 (50%) и низкими до умеренными частотами гаплогрупп C2 (20%), Q (16,7%) и N (4,2%) (Дулик и др. 2012: 234.
Основные различия между хакасами и южными алтайцами заключаются в более низкой частоте гаплогруппы N (в другом исследовании гаплогруппа N встречается с высокой частотой (32%) среди алтайцев в целом: см. Губина и др. 2013: 329, 339) и более высоких частотах гаплогрупп C2 и Q у последних.
Происхождение кыргызов из региона Тянь-Шаня (Кыргызстан) от енисейских кыргызов является предметом споров среди историков. Однако среди современных тюркских народов у первых наблюдается самый высокий процент гаплогруппы R1a1 (более 60%).
Поскольку западноевразийская физиогномика енисейских кыргызов, описанная в Синь Таншу, с высокой вероятностью была отражением их индоевропейского евразийского маркера R1a1a1b2 (R1a-Z93), можно предположить, что тянь-шаньские кыргызы получили свой маркер R1a1 от енисейских кыргызов. Иными словами, первые происходят от последних.
Другие Y-хромосомные гаплогруппы, встречающиеся среди кыргызов, — это C2 (12–20%), O (0–15%) и N (0–4,5%). Отсутствие гаплогруппы Q у кыргызов главным образом отличает их от алтайцев.
В бронзовом и раннем железном веках регион реки Енисей был населён индоевропейцами. Исследование ДНК 26 древних человеческих образцов из района Красноярска, датируемых серединой второго тысячелетия до н.э. и вплоть до IV века н.э., показывает, что енисейские пастухи в основном принадлежали к гаплогруппе R1a1 (Keyser et al. 2009: 401).
Высокая частота гаплогруппы R1a1 среди современных кыргызов и алтайцев может свидетельствовать о том, что они происходят от енисейских кыргызов. Кроме того, это может объяснить, почему в средневековых китайских летописях кыргызов описывали как обладавших западноевразийской внешностью.
Y-хромосомы Көк Тюрков ещё не были изучены. После распада Второго Тюркского каганата в 745 году н.э. Көк Тюрки были рассеяны, и сложно определить их современных потомков.
Если они действительно происходили от восточных скифов/Саков (Суо) или были связаны с кыргызами, как утверждает Чжоушу (Чжоушу), Ашина (древнетюркская королевская династия, возможно, также связанная с тюрко-еврейским Хазарским каганатом, согласно Питеру Б. Голдену из Ратгерского университета) могли принадлежать к линии R1a1.” — Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
Источник: «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов»
Авторы: Джу-Йоп Ли и Шунту Куанг из Университета Торонто, Канада
«Кыргызы представляют собой смешанную популяцию между Востоком и Западом. Крайне низкое Y-разнообразие и наличие высокочастотной 68,9% Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 (индоевропейский маркер – яркая особенность кыргызского населения в Центральной Азии). Считается, что эта линия связана с индоевропейцами, мигрировавшими в Алтайский регион в бронзовом веке, и смешалась с различным тюркскими группами.
Среди азиатских линий R1a1a1b2-Z93, R1a1a1b2a2-Z2125 довольно распространена у кыргызов (68%) и афганских пуштунов (40%) и реже у других афганских этнических групп, а также у некоторых популяций Кавказа и Ирана (10%). Примечательно, что базальная линия R1a1a1b2-Z93 широко распространена в Южно-Сибирском Алтае России.
Согласно опубликованным данным древней ДНК, мы установили, что в эпоху средней бронзы гаплогруппа R1a1a1b2a2a-Z2125 в основном встречалась в популяции синташтинской культуры из могильника Каменный Амбар 5, Западная Сибирь, в популяции фёдоровского типа андроновской культуры или карасукской культуры из Минусинской котловины, южная Сибирь, а также в популяциях андроновской культуры из Майтана, Ак-Мустафы, Актогая, Казахского Мыса, Сатаны, Ой-Джайлау III, Карагаша 2, Дали и Зевакинского каменного забора, Казахстан. (Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)
Источник: "Dual origins of the Northwest Chinese Kyrgyz: the admixture of Bronze age Siberian and Medieval Niru'un Mongolian Y chromosomes", Nature
Источник: Wen, Shao-qing; Du, Pan-xin; Sun, Chang; Cui, Wei; Xu, Yi-ran; Meng, Hai-liang; Shi, Mei-sen; Zhu, Bo-feng; Li, Hui (March 2022)
Казахстанский ДНК-историкЖаксылык Сабитов: «Кыргызы до IX в. проживали на Енисее в Минусинской котловине. В IX в. енисейские кыргызы переселились на Алтай и Прииртышье.
В 1326–1329 гг. часть алтайских кыргызов перекочевала в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана». Также он в своей работе опубликовал данные образцов ДНК из Синташтинской культуры, который, как он излагает, «является родственным алтайским и современным кыргызам, а из Арбан-1 Карасукской культуры является родительским к современным кыргызам.
Генетические данные из Аржан (VIII в. до н.э.) имеют также родительские гены кыргызов». Известно, что в устройстве Аржан находят общее с Синташтинскими андроновскими памятниками (М.П. Грязнов).
О кыргызах Ж. Сабитов пишет, что «…около трети кыргызских родов имеет аналоги среди других тюркоязычных народов.
Две трети родов уникальны в том отношении, что встречаются только у кыргызов. Возможно, эти рода связаны с автохтонным населением. Как известно, на территории Кыргызстана проживали сакские племена, позже сюда с востока пришло племя усунь.
Высокий процент R1a1 у кыргызов появился тремя путями – от сакских племен, от усунь, и от телеских племен, а также есть версия о переселении на территорию современного Кыргызстана части енисейских кыргызов»
Источник: «Историко-генетический подход в исследовании этногенеза и материальной культуры древних кыргызов» - Международный журнал экспериментального образования
«Образцы из захоронений андроновской, тагарской и таштыкской культур были определены Y-STR, что позволяет сравнить эти образцы между собой и образцами представителей разных популяций, как древних, так и современных.
Гаплотип андроновцев S10, S16 имеет следующий вид:
ANDRON S10, S16 13-25-16-11-11-14-10-14-11-18-15-14-11-16-20-12-23
Наибольшее число совпадений наблюдается с тяньшанскими киргизами и южными алтайцами. Полные совпадения гаплотипов у популяций, которые территориально близки и имеют общую историю, возможно только в случае их генетического родства, случайные совпадения маловероятны.
Таким образом, южные алтайцы и тяньшанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16).
У этих народов совпадает большинство названий родовых подразделений (мундус, тёлёс – доолос, кипчак, найман, меркит и т.д.). Киргизские предания называют Алтай прародиной своего народа. Ряд историков считает, что некогда киргизы и южные алтайцы входили в единую общность и переселение киргизов с Алтая на Тянь-Шань произошло относительно недавно (Абрамзон, 1959: 34; Абдуманапов, 2007:95, 114).
Источник: Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.
«Земля современного Кыргызстана, населенная на рубеже эр сакскими и усуньскими племенами, были захвачены енисейскими кыргызами (хакасами) в VIII веке н.э. Поскольку Кыргызстан является естественной горной крепостью Тянь-Шаня, это остров, похожий на общину литовских татар, с высокой генетической инерцией и ограниченными влияниями. По сути, все четверо являются скифами: сака-скифы, скифы-усуни, енисейские кыргызские скифы и литовские татарские скифы.
Источник: "Литовские татары: ДНК-предки, прослеженные до евразийских степей", Академия ДНК-генеалогии, Цукуба, Япония, Игорь Рожанский
«Научные данные говорят, что большая часть современных кыргызов (65 %) имеет гаплогруппу R1a. Исследования ДНК проб из останков древних захоронений, опубликованные в исследованиях доктора К. Кайзера и ее коллег в научной работе «Древние ДНК предоставляют новый взгляд на историю южносибирских людей курганной культуры», показывают, что большинство из носителей Андроновской, Тагарской и Таштыкской культур имеют гаплогруппу R1a1.
Об этом исследовании говорит в своей работе А. Клесов: «авторы напоминают, что андроновскую культуру сменила карасукская в Южной Сибири. На смену карасукской культуре пришла тагарская в районе Хакассии. На смену тагарской культуре пришла таштыкская, в I–IV вв. н.э., в районе Енисея».
Также в 2012 г., опираясь на эти и другие результаты, российские ученые В.Г. Волков, В.Н. Харьков и профессор В.А. Степанов в своей научной работе «Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных» опубликовали следующие данные: «Гаплотипы андроновцев под данными S10 и S16 относятся к гаплогруппе R1a1a.
Данная гаплогруппа выявлена у древних таримских мумий (II в. н.э.), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (V в. до н.э.) и у хунну в Монголии (III – I вв. до н.э.). При сравнении гаплотипов выше данных андроновцев полное совпадение и высокий коэффициент имели тянь-шаньские кыргызы (65) и южные алтайцы.
В анализе с гаплотипом представителя тагарской культуры самыми близкими из всех сравниваемых оказались кыргызы (. Далее в сравнении гаплотипов тагарской S24 и таштыкской S34 культур обнаруживается, что они идентичны и являются производным от тагарской S26 и полное совпадение имеет только с одним кыргызом, что совпадения гаплотипов кыргызов с гаплотипами андроновцев, тагарцев и таштыкцев однозначно указывают на наличие общей предковой популяции».
Таким образом, здесь были сделаны такие выводы: «гаплотипы носителей андроновской и тагарской культур имеют наибольшую близость к гаплотипам южных алтайцев и тянь-шанских кыргызов»
Вывод:
Носители гаплогруппы R1a распространились по всей Центральной Азии, от берегов Каспийского моря до Южной Сибири и Тянь-Шаня, в свою очередь, образовав Андроновскую культуру.
Далее, смешиваясь с другими кочевыми племенами, по разным причинам, шло группирование и образование преемственных культур по территориям.
Так, на Тянь-Шане распространяется сако-усуньская культура, а в Южной Сибири андроновскую культуру сменяет карасукская. На смену карасукской приходит тагарская в районе Хакассии, а затем таштыкская на смену тагарской культуре в районе Енисея.
Таштыкское время явилось подлинной основой всего дальнейшего развития енисейских кыргызов в области этногенеза и сложения кыргызской культуры, в V–VI вв. на Енисее формируется Каганат кыргызов. А начиная с IX в. енисейские кыргызы стали переселяться на Алтай и Прииртышье.
А затем в Семиречье и на территорию современного Кыргызстана. Исходя из вышеописанного, в исследовании этногенеза кыргызов следует отметить два исторических направления и развития.
Таким образом, материалы вышеперечисленных археологических культур могут послужить источниковой базой для изучения материальной культуры древних кыргызов.» - Молдалиева М. И.
Источник: Молдалиева М.И. ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТНОГЕНЕЗА И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ КЫРГЫЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 1. – С. 68-72;
Comments